Диагностирование на основе наблюдения за речью ребёнка

Очень важным фактором в развитии и формировании личности ребёнка является его умение выговаривать правильно слова. Это придаёт малышу уверенность в собственных силах, тем самым стимулируя его дальнейшее развитие и восприятие окружающего мира и учебного материала.
Можно даже отметить, что будущее наших детей, в немалой степени, зависит от умения правильно выражать мысли с самого детства. В первую очередь следует отметить, что родители, это домашние логопеды своих малышей.
Приведём несколько признаков распознавания речевых дефектов. Ваш малыш «захлёбывается» пытаясь высказать слова, и в результате мы слышим отрывки слов или малосвязанный набор гласных и согласных или малыш силится вовсю высказаться, переполнен энергией. У некоторых даже проступают артерии на шее от напряжения в попытке высказать свою мысль.
Ребёнок не стремится общаться, играет в немые игры (например: копается в песочке), пытается максимально не отвечать на вопросы, а если и отвечает, то в большинстве своём использует жесты. В врачебной практике такие дети получили термин «неговорящие дети». Нежелание общения ребёнка должно стать причиной более углубленного изучения на предмет психосоматических нарушений.
Усиленная носализация звука – ребенок говорит «в носик», в итоге мы слышим выговариваемые «гнусаво» звуки и создаётся впечатление, что у ребёнка насморк или заложен нос, хотя на самом деле это не так.
Ребёнок разговаривает монотонно, не выражая в речи эмоции, «бубнит себе что-то под нос», фразы воспринимаются с трудом, в речи отсутствует живость, оттенки настроения или эмоций. Ребенок не интересуется окружающим его миром и не задает вопросов по поводу происходящего.
На вопросы к ребенку он отвечает лишь короткими бытовыми ответами (например: «да, нет, неа, там, вот»). Во время прогулок и в обиходе не задаёт конкретизирующих вопросов вроде: «почему? как? где? когда? зачем?».
На фразу у ребёнка не хватает выдоха, малыш добирает воздух в середине слова, вследствие чего, создаётся впечатление всхлипывания. С началом обучения в школе становятся очевидными сложность с чтением и письмом, т.е., малыш усваивает с трудом или не усваивает совсем буквы, не может отличить в словах звуки (д-т, ж-ш, е-э, б-п…), при письме «проглатывает» части слова, слог.
Во всех вышеуказанных случаях следует не откладывать с визитом к логопеду-дефектологу. Специалист может дать полезные рекомендации, а в случае необходимости назначить необходимый курс для исправления дефектов.
В ходе обследования формирования речевого развития ребёнка логопед обязан, в первую очередь, обратить внимание на мелодику звучания речи малыша и его умение общаться.
Это является очень важным дня определения общего и интеллектуального уровня малыша. Как правило, впечатление от общения с ребёнком становится предпосылкой тщательного изучения способности и уровня мышления ребёнка, особенностей памяти и специфики внимания и восприятия.
Логопедическая профилактика малыша может быть наиболее действенной только в том случае, когда логопед полностью осведомлён о формировании ребёнка, как физическом, так и психическом. Уже на фоне этой картины логопед, с опорой на нормативы развития, может составить нужный план корректировки речи или слуха, выбирать оптимальные методики для этого, добиваясь значительных успехов.
Следует помнить о том, что чем своевременнее будут выявлены речевые недостатки и применены усилия к их устранению, тем восстановительные курсы будут иметь меньшие сроки и носить более приемлемый характер для вашего ребёнка. Это обращение к вам, уважаемые родители.

23.02.2013



  • Разное